Любопытное наблюдение в ЖЖ у Виталия Пенского по поводу одного из "Посланий" митрополита Даниила Московского (1522-1539 гг.), направленного на обличение современных ему пороков общества Великого княжества Московского времен начала XVI века:


Юноше, обдумывающему житье, решающему, делать жизнь с кого, скажу... Наверно, примерно так размышлял митрополит Даниил, прежде чем взяться за перо и написать сии строки...

Обращаясь к тем, кто, сбривал бороду, кто «лицо же твое много умываеши, и натрываеши, ланиты червлены, красны, светлы твориши, якоже некая брашна дивно сътворено на снедь готовишися» (1), кто «устне же светлы, чисты ми червлены зело дивно уставивь, якоже неким женам обычай есть кознию некоею ухитряти себе красоту, сице же подобно им ты украсив, натер, намызгав, благоуханием помазав, мягцы зело уставляеши, якоже сими возмощи многих прельстити…» (2), кто «тело же свое не точию обиадении и пианства, но и безчисленными измовении, и натрывании и сице блистатися и светлитися устроаеши, якоже велми дивен некий камень лучи светлый испущаа…» (3), Даниил подчеркивал, что «якоже бе прельщение рыбам удица, сице же и твоя плоть прельщение и съблазн иже по образу Божию созданным человеком…» (4). И, беспощадно бичуя таких франтов, обращающих мужской образ в женский, митрополит вопрошал: «Како же чистоту сохраниши, а ты красносиающиа лица обзираеши? Како же умиление сердечьное приимеши, а ты с отроки доброзрачными въдворяешися, и беседуеши, и светлость лиц их любиши смотрети?» (5). И далее митрополит подробно объяснял всю опасность этих действий, ибо «юннии бо съблазнителнее жен человеком бывают (особенно если они «мужеское свое лице на женское» претворят – Thor), и аще вино и жены отлучают и доброразумных от Бога, кольми паче юноша злоделателныя». «Что бо же прелестно от них, – развивал свою мысль дальше Даниил, – цветут лица их, и сиают аки луча испущаеще, уста же, и глас, и усклаблениа, и прелестнее, лепотнее жен; инаа же съкратим о сих глаголати…». Потому-то, восклицает митрополит, «не ревнуйте блудним юношам, и не съдворяйтесь с ними, но бегайте събраниа их и отлучайтеся, тлять бо обычаа благы беседы злы…» (6).

А теперь пересказ вольный отрывков на палеоруссише:

1. «Лицо же твое часто умываешь и натираешь, делаешь щеки червлеными, красными и светлыми, подобно тому, как готовится для трапезы некое дивное кушанье».
2. «Уста свои светлые чистые и червленые вызывающе выставив, подобно женам, которые имеют обычай разными снадобьями наводить красоту, так же и ты, как они, украсил, натер и накрасил, благовониями помазав, сделав их мягкими, хочешь ими многих прельстить».
3. «Тело свое не только для пьянства и объедения готовишь, но и бесчисленными омовениями и натираниями делаешь сверкающим и блистающим, как некий чудесный камень свет испускающий…».
4. «Подобно тому, как удочка для рыб прельщение, так и тело твое прельщение и соблазн для людей, созданных по образу Божию…».
5. «Заглядываясь на красносияющие лица, как сохранишь ты чистоту? Уединившись и беседуя с красивыми юношами, всматриваясь в красоту их лиц, как взыщешь умиление сердечное?».
6. «Юноши бывают соблазнительнее жен, и если жены и вино и разумных людей отвращают от Бога, то насколько опаснее юные?», «Что же привлекает в них – цветение лиц их, сияющих и лучи испускающих, уста их, и голос, и улыбка прелестнее и привлекательнее, чем у жен; о другом же избежим говорить», «не ревнуйте блудникам, и уединяйтесь с ними, избегайте их общества и не допускайте их к себе, ибо злые беседы разрушают благие обычаи…».

P.S. А ведь, похоже, что митрополит со знанием дела писал сии строки...