House Katsap - We do not jump
К вопросу о работе с источниками. Вот так иногда бывает, читаешь ты вроде бы классический перевод классического текста с классическими же комментариями от авторитетного переводчика... и вдруг впадаешь в ступор.
Ибн Хордадбех, 80-е гг. IX века, "Книга путей и стран", отрывок о "купцах русов":
«Что касается купцов русов, а они — вид славян, то они везут меха бобра, меха черных лисиц и мечи из отдаленных [земель] славян к морю Румийскому, и берет с них десятину властитель Рума. А то идут по [Та?]нису, реке славян, входят в Хамлидж, город хазар, и берет с них десятину их властитель. Затем отправляются к морю Джурджана и выходят на каком-либо облюбованном его берегу, а окружность этого моря — 500 фарсахов. Иногда везут свои товары из Джурджана на верблюдах к Багдаду, и переводят им славянские слуги, и говорят они, что они — христиане, и платят джизью».
И комментарий к последнему предложению данного отрывка:
«Джизья — подушная подать, взимаемая с иноверцев за оказываемое арабскими властями покровительство. Поэтому Ибн Хордадбех и подчеркивает, что купцы-русы выдают себя или в действительности являются христианами. В противном случае они платили бы десятину с дохода купца — ушр, что было бы существенно больше (Hrbek 1968)».
Выделение, понятно, мое.
Но... минуточку! Автор комментария про "хитрость русов", выдающих себя за христиан ради налоговых послаблений, хотя бы задумывался над тем, что он несет? По его логике получается, что мусульманские купцы на территории Халифата должны были платить ушр (десятину), налог, возрастающий пропорционально размеру их дохода — чем больше прибыль, тем больше и сумма налоговых отчислений. Купцы же христиане платили только джизью — фиксированный налог на иноверцев. И... больше ничего? То есть мусульманский купец с оборотом в тысячу дирхемов платит сотню монет ушра. С оборотом в десять тысяч — тысячу. А ведь есть еще и закят. В то время как купцы-христиане... сколько там была та джизья во времена почтенного Абу-л-Касима Убайдаллах ибн Абдаллах ибн Хордадбеха? Двенадцать или двадцать четыре дирхема? Причем, не важно, сколько составляет их оборот — тысячу, десять тысяч, сто тысяч дирхемов. Сумма-то налога фиксированная!
Мне вот интересно, комментатору не приходило в голову, что подобная налоговая политика, если б она на самом деле проводилась в жизнь, означала бы просто-напросто мгновенную смерть для мусульманского купечества? Это не Халифат какой-то, а Китай после Опиумных войн. Вот только я не припомню, чтобы купцы-христиане когда-либо в самом деле пользовались у Аббасидов такими фантастическими привилегиями. Позиции купцов-иудеев, тех же рахдонитов, о которых пишет как-раз ибн Хордадбех, насколько я знаю, и то были предпочтительнее, нежели у христиан.
Давайте посмотрим еще раз на вышеприведенный отрывок, мысленно отбросив басню про, якобы, полагающиеся купцам-христианам налоговые льготы. И что же мы видим? А видим мы рассказ о заградительных пошлинах, которыми византийцы и хазары пытаются не допустить русов напрямую к рынкам сбыта в Багдадском халифате. Вполне логичный шаг — и Византия и Хазария были заинтересованы в роли посредника при торговле мехами. Наверняка ушр взимался не только при проезде купцов в Халифат, но и на обратном их пути. И упоминание о том, что все-таки прибывающие и добирающиеся порою даже до Багдада русские купцы оказывались христианами. И... собственно все. Ну, еще то, что переводчиками им служили местные рабы из числа пленных славян. Теперь точно все.
Казалось бы, все просто: русы, с которыми ибн Хордадбех раз или другой сталкивался по своим служебным обязанностям (начальник почт провинции на южном берегу Каспийского моря), оказались христианами, и с них, соответственно, взимался налог на иноверцев, джизья. О чем он и сообщил в своем трактате. Отразив в нем также и их жалобы на грабительские пошлины, которые тем приходилось платить за транзит через территории Византии или Хазарского каганата. После чего русы спокойно направились себе дальше, в Багдад. Где уже, после того как они продали свои товары, с них, надо полагать, был взыскан в том числе и ушр в размере десятой части от полученной прибыли. Как и со всех остальных купцов. Но этот, как бы само собой подразумевающийся момент, автор опустил. Да и с чего бы ему было заострять на нем внимание? Он все-таки писал географический трактат, а не налоговый вестник.
Меж тем, по сети с легкой руки комментатора активно гуляет миф про "хитрых русов", якобы специально для того принявших в 860-х гг. крещение ("Фотиево" или "Аскольдово крещение Руси"), чтобы пользоваться преференциями при торговле с арабами. Никого при этом не смущает сомнительность подобной странной схемы: принимать веру греков, чтобы выгодно торговать с арабами, при том что сами греки с арабами регулярно находятся на-ножах. Но вправе ли мы кого-то упрекать в легкомыслии, если изначальная нелепость содержится в авторитетном же переводе источника?
Такие дела.
Ну и в качестве иллюстрации к посту — Том Ловелл, "Викинг, продающий рабыню персидскому торговцу":

Судя по верблюдам и крепости на заднем фоне, действие как раз происходит где-то на южном берегу Каспия, в Табаристане. Правда, один из купцов скорее тюрк или таджик откуда-то из Ферганы или Балха. Но вот установленные прямо на месте высадки купцов идолы и срубленные по привычной технологии временные дома позади — это уже явно из рассказа ибн Фадлана про визит русов в Волжскую Булгарию. Забавно еще, что, если судить по наряду девушки, то продает викинг не некую иноземную пленницу, а свою же землячку, скандинавку... Какая сволочь)
Ибн Хордадбех, 80-е гг. IX века, "Книга путей и стран", отрывок о "купцах русов":
«Что касается купцов русов, а они — вид славян, то они везут меха бобра, меха черных лисиц и мечи из отдаленных [земель] славян к морю Румийскому, и берет с них десятину властитель Рума. А то идут по [Та?]нису, реке славян, входят в Хамлидж, город хазар, и берет с них десятину их властитель. Затем отправляются к морю Джурджана и выходят на каком-либо облюбованном его берегу, а окружность этого моря — 500 фарсахов. Иногда везут свои товары из Джурджана на верблюдах к Багдаду, и переводят им славянские слуги, и говорят они, что они — христиане, и платят джизью».
И комментарий к последнему предложению данного отрывка:
«Джизья — подушная подать, взимаемая с иноверцев за оказываемое арабскими властями покровительство. Поэтому Ибн Хордадбех и подчеркивает, что купцы-русы выдают себя или в действительности являются христианами. В противном случае они платили бы десятину с дохода купца — ушр, что было бы существенно больше (Hrbek 1968)».
Выделение, понятно, мое.
Но... минуточку! Автор комментария про "хитрость русов", выдающих себя за христиан ради налоговых послаблений, хотя бы задумывался над тем, что он несет? По его логике получается, что мусульманские купцы на территории Халифата должны были платить ушр (десятину), налог, возрастающий пропорционально размеру их дохода — чем больше прибыль, тем больше и сумма налоговых отчислений. Купцы же христиане платили только джизью — фиксированный налог на иноверцев. И... больше ничего? То есть мусульманский купец с оборотом в тысячу дирхемов платит сотню монет ушра. С оборотом в десять тысяч — тысячу. А ведь есть еще и закят. В то время как купцы-христиане... сколько там была та джизья во времена почтенного Абу-л-Касима Убайдаллах ибн Абдаллах ибн Хордадбеха? Двенадцать или двадцать четыре дирхема? Причем, не важно, сколько составляет их оборот — тысячу, десять тысяч, сто тысяч дирхемов. Сумма-то налога фиксированная!
Мне вот интересно, комментатору не приходило в голову, что подобная налоговая политика, если б она на самом деле проводилась в жизнь, означала бы просто-напросто мгновенную смерть для мусульманского купечества? Это не Халифат какой-то, а Китай после Опиумных войн. Вот только я не припомню, чтобы купцы-христиане когда-либо в самом деле пользовались у Аббасидов такими фантастическими привилегиями. Позиции купцов-иудеев, тех же рахдонитов, о которых пишет как-раз ибн Хордадбех, насколько я знаю, и то были предпочтительнее, нежели у христиан.
Давайте посмотрим еще раз на вышеприведенный отрывок, мысленно отбросив басню про, якобы, полагающиеся купцам-христианам налоговые льготы. И что же мы видим? А видим мы рассказ о заградительных пошлинах, которыми византийцы и хазары пытаются не допустить русов напрямую к рынкам сбыта в Багдадском халифате. Вполне логичный шаг — и Византия и Хазария были заинтересованы в роли посредника при торговле мехами. Наверняка ушр взимался не только при проезде купцов в Халифат, но и на обратном их пути. И упоминание о том, что все-таки прибывающие и добирающиеся порою даже до Багдада русские купцы оказывались христианами. И... собственно все. Ну, еще то, что переводчиками им служили местные рабы из числа пленных славян. Теперь точно все.
Казалось бы, все просто: русы, с которыми ибн Хордадбех раз или другой сталкивался по своим служебным обязанностям (начальник почт провинции на южном берегу Каспийского моря), оказались христианами, и с них, соответственно, взимался налог на иноверцев, джизья. О чем он и сообщил в своем трактате. Отразив в нем также и их жалобы на грабительские пошлины, которые тем приходилось платить за транзит через территории Византии или Хазарского каганата. После чего русы спокойно направились себе дальше, в Багдад. Где уже, после того как они продали свои товары, с них, надо полагать, был взыскан в том числе и ушр в размере десятой части от полученной прибыли. Как и со всех остальных купцов. Но этот, как бы само собой подразумевающийся момент, автор опустил. Да и с чего бы ему было заострять на нем внимание? Он все-таки писал географический трактат, а не налоговый вестник.
Меж тем, по сети с легкой руки комментатора активно гуляет миф про "хитрых русов", якобы специально для того принявших в 860-х гг. крещение ("Фотиево" или "Аскольдово крещение Руси"), чтобы пользоваться преференциями при торговле с арабами. Никого при этом не смущает сомнительность подобной странной схемы: принимать веру греков, чтобы выгодно торговать с арабами, при том что сами греки с арабами регулярно находятся на-ножах. Но вправе ли мы кого-то упрекать в легкомыслии, если изначальная нелепость содержится в авторитетном же переводе источника?
Такие дела.
Ну и в качестве иллюстрации к посту — Том Ловелл, "Викинг, продающий рабыню персидскому торговцу":

Судя по верблюдам и крепости на заднем фоне, действие как раз происходит где-то на южном берегу Каспия, в Табаристане. Правда, один из купцов скорее тюрк или таджик откуда-то из Ферганы или Балха. Но вот установленные прямо на месте высадки купцов идолы и срубленные по привычной технологии временные дома позади — это уже явно из рассказа ибн Фадлана про визит русов в Волжскую Булгарию. Забавно еще, что, если судить по наряду девушки, то продает викинг не некую иноземную пленницу, а свою же землячку, скандинавку... Какая сволочь)
Трэль ярлу не земляк, а имущество.
В рабы все же чаще обращали пленников-чужаков, а не своих же, скандинавов.
Правда, один из купцов скорее тюрк или таджик откуда-то из Ферганы или Балха.
тот, который в синем халате, вообще непонятно хто такое((
Сапоги на нём монгольские именно монгольские гутулы (у хотонов - гос), а шапка из белого войлока. А шапки из белого войлока носили исмаилитские проповедники. А исмаилитские проповедники не могут заниматься никакой торговлей - харам. И халат у него запахнут направо - по-женски.
А как ты видишь, на какую сторону у него хала запахнут, он же спиною стоит?) А крайний слева, возле лошади, у него что за шапка?)
Но тащить скандинавскую деваху на продажу через пол мира? Она даже не блондинка))
а посмотри на складки у подола))
ты щаз будешь ржать, но таки я тебе скажу)) подобные шапки появились лишь в пятнадцатом веке у уйгур. И уже потом пришли к т.н. кора-кыргызам. Подобные войлочные валяные шапочки с орнаментом сейчас входят в состав костюмов киргизов и южных казахов женский костюм
А у него ещё и кисточка на шапке)) - кисточки пришивали детям для того, чтобы отогнать злых духов, крадущих у детей души. Для верности в такую кисточку вшивали две-три серебряные нити, но так, чтобы они были незаметны чужаку.
**разводит руками** Ну, автор так видит))
Вот то-то и оно, кстати. Ты по одежде не суди, она может быть дочерью тир в хз каком поколении без капли скандинавской крови.
Но тащить скандинавскую деваху на продажу через пол мира?
Это да, с логистикой проблемы.
А у него ещё и кисточка на шапке)) - кисточки пришивали детям для того, чтобы отогнать злых духов, крадущих у детей души. Для верности в такую кисточку вшивали две-три серебряные нити, но так, чтобы они были незаметны чужаку.
Так может, он бандит) С ребенка, гад, шапку снял!
skuratov-belsky
Или мужик просто решил толкнуть по-случаю надоевшую ему жену? И сама себя злобная буратина, что напросилась с мужем в плавание!
короче, "афтар! учи матчасть"))
Автор, на самом-то деле неплохой художник-иллюстратор, увы, скончался почти двадцать лет тому как)
Все же русы - какие-то неправильные скандинавы. И славяне они тоже неправильные...
Не ассоциируется как-то такой облик - и описание Святослава - с жителями Балтики и Руси. Больше на степняков похожи.
С запорожцами оно понятно - как раз приграничье, могли много всего от местных иранцев и тюрков нахвататься. А вот викинги... Они ж лохматые?
Так может, он бандит) С ребенка, гад, шапку снял!
угу, с восьмилетнего))
Или мужик просто решил толкнуть по-случаю надоевшую ему жену? И сама себя злобная буратина, что напросилась с мужем в плавание! ишь, да ежли каждый начнёт жёнами торговать!?
Sidnere, Они ж лохматые?
Нужно написать роман про попаданца.
читать дальше
читать дальше
шыпасиба, друк, я плакаль))
Святослав по внешности все-таки уникум. Ни до ни после никто в таком виде не щеголял. Зато у ранних русов встречались татуировки. Позднее про тату на Руси как-то ничего не было слышно.
Да не, лучше сразу всю съемочную группу известного сериала:
Потому что грешновато.
Ну, вроде как у германцев коротко стриженные волосы и борода считались признаком раба. Как и короткая, простая одежда.
Вы б еще актеров из каких-нить "Тюдоров" отправили к реальным прототипам.
Зверевбрадобрей-таки былА я - Даумантасу.
ПС: Вообще, ИМХО, "брадобрей" мог завестись у викингов в современных версиях "путем обратного соотнесения". Русы носили шаровары, брились и коротко стриглись. А еще "все знают", что они были скандинавами. Значит - скандинавы (часть из них) носили шаровары, брились и коротко стриглись.
Потому что грешновато.
Да вот хрен его знает, на самом деле. В церковных уставах Владимира и Ярослава я как-то запретов на татуировки не припомню. Там много веселого, но тату...
Sidnere
Вы б еще актеров из каких-нить "Тюдоров" отправили к реальным прототипам.
Михалкова в 41-й! С одной только палкой. И чтоб впереди у него - немецкие танки под парусами, а сзади - злобно хохочущие НВКД-шники из заградотряда с пулеметом.
Святослав по внешности все-таки уникум. Ни до ни после никто в таком виде не щеголял.
Косил под ясов и косогов в своей малой дружине - ранней русской коннице?
Это к теме вашего вчерашнего поста.
Если говорить про сериал, то там в первой же серии первого сезона есть прямая цитата из ибн Фадлана и его рассказа о русах - когда герои плюются и сморкаются в ту же чашу с водой, из которой сами и умываются))
Михалкова в 41-й!
я б даже заплатила
Если говорить про сериал, то там в первой же серии первого сезона есть прямая цитата из ибн Фадлана
Да и пресловутый " 13 воин" оттуда же вырос.